Конный спорт

♘امیرحسین♞

♘ مدیریت انجمن اسب ایران ♞
До октябрьской революции в 1917 г. занятия конным спортом в России были доступны только избранным. Заниматься им могли в основном только владельцы лошадей, состоявшие в различных конноспортивных секциях и кружках. Чтоб стать членом такого кружка или секции, необходимо было внести большой членский взнос. Рабочему человеку или крестьянскому парню такая роскошь была не по карману.

Похожее положение сохраняется в капиталистических странах в наши дни. Спортивные лошади ценятся высоко; чем лучше ее результаты, тем дороже она стоит — и не только она сама, но и потомки ее. Жеребец Алледжед, победивший 9 раз скачках, оценен был оценен в 16 млн. долларов. Разумеется, не каждая лошадь стоит миллионы. Но в конечном итоге это дела не меняет не меняет.

В России занятие конным спортом доступно всем желающим. Во многих областях страны он является едва ли не самым массовым видом сорта, особенно в сельской местности.

Ни один национальный праздник не проходит без участия лошадей. Не все участники игр обязательно найдут дорогу в большой конный спорт, но занятия им развивают выносливость, ловкость, настойчивость, смелость, доставляют радость окрыленности, духовно обогащают человека.

Конноспортивные соревнования не следует путать с ипподромными испытаниями верховых и рысистых лошадей. Ипподромные испытания выявляют работоспособность племенных лошадей.

На основе ипподромных испытаний ведется отбор лучших представителей породы для целенаправленной работы с племенным поголовьем.

Конный спорт включает множество различных соревнований, значительная часть которых пользуется мировым признанием. По своей притягательности конный спорт считается одним из наиболее популярных видов спорта, интерес к нему увеличивается с каждым годом.

У конного спорта, как и у большинства других видов спорта, многовековая история. Зарождался конный спорт в глубокой древности, 4—5 тысячелетий назад. Самый древний вид конного спорта — выездка лошадей.

Успешное применение лошади в древности в военных действиях требовало особой подготовки лошади. Такая подготовка ставила своей целью развитие у лошади силы, выносливости, резвости, безупречного повиновения человеку. Выездка военной лошади , основывалась на применении специальных методов тренировки и требовала значительного времени.

В середине 1-го тысячелетия нашей эры одним из центров спортивного использования лошади стала древняя Италия. Здесь были впервые определены основные принципы высшей- шкоды верховой езды и уже в XVI в. создавались академии по подготовке высококвалифицированных
всадников и берейторов: (обучающих верховой езде и объезжающих лошадей).
Несколько позднее на первое место вышли - французы, значительно повысившие искусство верховой езды.

Другое направление приняло развитие конного, спорта в Англии. Англичане манежной езде высшей школы предпочитали стипл-чейзы и скачки.

Многие страны внесли свой вклад в развитие конного спорта, пополняя его, разнообразя и усложняя. В 1896 году состоялось второе рождение олимпийских игр, уже в мировом масштабе, а с 1924 года конноспортивные соревнования на олимпиадах стали относительно постоянными. Они включили в себя выездку лошади (высшая школа верховой езды), троеборье и конкур (преодоление препятствий) Это так называемые классические виды конного спорта, и они включены в программу Олимпийских игр.

На соревнованиях по выездке всадник должен продемонстрировать совершенство управления лошадью, производительность и четкость естественных движений лошади на всех аллюрах (шагом рысью и галопом) и правильность выполнения ею определенных обязательных фигур и упражнений

Соревнования по выездке проводятся на площадке определенного размера (60х20 м), соответствующим образом размеченной. При движении лошади естественными аллюрами всадник исполняет ряд упражнений: остановки, осаживания, повороты, вольты, перемены направления движения.

К более сложным элементам верховой езды относятся, принимания на рыси и на галопе, перемена ног на галопе через разное количество темпов, когда лошадь попеременно движется то с левой, то с правой ноги (спортсмены этот элемент называют менкой ног); пируэты и полупируэты (повороты на задних ногах).

Самыми сложными элементами выездки считают пассаж и пиаффе. Пассаж— такая рысь, когда лошадь как бы танцует, медленно продвигаясь вперед. Ноги ее в плавном темпе высоко поднимаются, сгибаясь в суставах, и на какое-то время зависают, остаются неподвижными. Красив пассаж в показательных выступлениях, под музыку. Создается впечатление, что лошадь сама, без участия всадника, танцует, подчиняясь музыкальному размеру.

То же самое упражнение, но без продвижения вперед, называется пиаффе. Это движение удается очень немногим.

Всему миру известны советские мастера выездки. В 1964 году чемпионом Олимпийских игр по выездке был С. Филатов. На Мексиканской олимпиаде золотой приз получил И. Кизимов, а в 1970 году чемпионкой мира и Европы по выездке стала Е. Петушкова, которая благодаря тренеру Г Анастасьеву, выдающемуся мастеру своего дела, сумела подняться на высшую ступень пьедестала почета.

На двадцатых Олимпийских играх советская команда в составе Е. Петушковой, И. Кизимова и И. Калиты) завоевала золотую медаль.

Одним из излюбленных и популярных видов конного спорта считается конкур — преодоление препятствий. Это и наиболее распространенный классический вид конного спорта. Конкуры бывают самыми разнообразными по числу препятствий и по степени их трудности. Лучшими конкуристами Советского Союза были В. Распопов, Б. Лилов, А. Фаворский и другие. Они неоднократно выходили победителями на международных встречах.

Соревнования по троеборью включают манежную езду, полевые испытания и преодоление препятствий.

Каждый из этих трех видов спорта может проводиться и отдельно, поскольку является самостоятельным видом конного спорта. Особенно сложен стипл-чейз. Он требует от спортсмена и лошади серьезной подготовки. Проводится стипл-чейз на трассе с травяным покрытием, протяженностью от 4 до 8 км. На трассе устанавливается от 12 до 36 глухих препятствий (т. е. не разрушающихся).

Наиболее трудными считаются Большой Пардубицкий стипл-чейз в Чехословакии и Ливерпульский в Англии. Они так сложны, что из десятков спортсменов, ушедших со старта, финиша достигают единицы.

В соревнованиях по стипл-чейзу спортсмены нашей страны не раз становились обладателями почетных призов, многократно одерживали победы в Пардубицах, например, В. Прахов, И. Авдеев, В. Горемыкин.

Кроме классических видов конного спорта, существует множество национальных видов конного спорта и конных игр, которые особенно популярны «у себя дома». Без них многое потеряли бы красочные национальные праздники. Тысячелетнюю историю насчитывают такие игры, как конное поло. Оно наиболее развито в Англии и странах Южной Америки. В латиноамериканских странах и США популярны конные игры ковбоев (cow — англошад, корова, boy — мальчик, cow-воу — ковбой — пастух) — родео.

У народов нашей страны особой популярностью во все времена пользовалась джигитовка. Насколько сложны отдельные виды джигитовки, читатели имели возможность судить, поскольку наверняка видели ее в цирке или по телевидению в исполнении признанных мастеров джигитовки цирковой династии Кантемировых, которая радует людей своим искусством более 60 лет. Народный артист РСФСР Ирбек Кантемиров, сын основателя династии Алибека, в апреле 1986 года отметил полувековой юбилей своей творческой деятельности.

Ни один вид конных соревнований не сравнится по зрелищности с соревнованиями русских троек. Однако мало кто представляет, как трудно подготовить хорошую, слаженную тройку, подобрать лошадей не только по масти, но и по резвости, по характерам. Предпочтение отдается тройке лошадей, в которой все три лошади одной масти. Как исключение допускается иная масть коренника (центральной лошади).

Особую красоту бег тройки приобретает оттого, что коренник идет рысью, а пристяжные — галопом, это необходимое условие тройки. Правит тройкой наездник-троечник. Троечник — профессия удивительная и редкая.

Своеобразна сбруя русской тройки. Экипировка насчитывает более 40 предметов. Русская тройка в праздничной упряжи представляла собой в былые времена красочное зрелище, радовала не только взор, но и слух, звоном бубенцов.

Уникален музыкальный набор старинной троечной упряжи. Вообще тройка сама по себе уникальна, поскольку ни в одной стране аналогичной запряжки нет. Русскую тройку можно сравнить с музыкальным инструментом. В своем классическом исполнении она имела более 100 колокольцев, бубенцов и колокольчиков на уздечке, седелке, на троках пристяжных, внутри многочисленных кистей сбруи. Каждый колоколец или бубенец имел свой голос, свое назначение и название. Музыкально одаренные мастера умели подбирать бубенцы и колокольчики мажорного и минорного звучания. Не было двух одинаково звучащих троек. Близкие люди троечника узнавали «свою» тройку по звучанию издалека.

Сбрую для троек в прошлом изготавливали самобытные мастера — шорники, ныне ее изготавливает единственный в стране Московский опытный завод конноспортивного инвентаря, и лишь в отдельных совхозах и колхозах остались шорники. Пятьдесят лет выпускает завод свою удивительную продукцию. Кто знаком с работой завода ближе, утверждает, что высококлассному шорнику тоже нужен особый талант. Многие лошади-рекордсмены шли на ответственейшие скачки в сбруе этого завода, и в их успехе наверняка есть доля труда заводских умельцев, которые «одевают» лошадь. Ведь от того, как сшиты и подогнаны сбруя и средства предохранения лошади, зависит ее работоспособность. Нет в заботе о лошади работ малозначащих, каждая важна по-своему.​
 
بالا